Обзор современных подходов в практической психологии, их преимущества и недостатки.
Особенности и принципиальное отличие авторского подхода к обучению практической психологии от общепринятого.
Понятие психологической нормы, отношение к своеобразию психических проявлений, как результату неосознанных попыток адаптации.
Миссия и роль психолога в рабочем контексте: специалист – клиент, правовые и этические нюансы деятельности психолога-консультанта. Типичные ошибки позиционирования психолога, злоупотребление статусом и подмена целей.
Разоблачение вирусных программ сознания, популярных иллюзий, навязанных стереотипов восприятия и поведения в социуме.
Главные причины неудач в процессе организации психологической практики: предметная несостоятельность, маркетинговая неграмотность и личные психологические проблемы.
Мировозренческие основы обучения, позиционирование наблюдателя реальности, соотношение ролей специалиста и клиента в координатах сознания. Зависимость эффективности работы психолога от настроек восприятия мира.
Основы психофизиологии человека. Строение и функции мозга, особенности динамики мозговых процессов, оказывающих влияние на восприятие и поведение людей. Ответственность различных мозговых процессов за формирование психологических установок, и проблема их изменения.
Адаптация – причина многообразия психологических феноменов, с которыми сталкивается в работе современный психолог. Ключевой механизм приспособления человека к изменениям среды.
Противоборство внутри человека тенденции к преодолению с тенденцией к саморазрушению, простое уравнение выживания с двумя неизвестными.
Главные факторы, формирующие личность человека, универсальная диагностическая матрица психолога-консультанта. Соотношение типа нервной системы, темперамента и акцентуаций характера. Потребности – ключевая переменная в процессе формирования личности людей. Неосознанные психологические стратегии (защиты), соотношение осознающего Я и бессознательного. Понятие о патологии личности, психопатии различной акцентуации.
Топография внутреннего пространства. Позиционирование человека в координатах психической реальности. Многообразие и особенности разрешения проблемы тревожности в различных культурах и социальных группах, основные пути решений невротических конфликтов. Стратегия продуктивного полиморфизма – универсальный инструмент на пути адаптации к непрерывно меняющемуся миру.
Юнгианское представление о гендерном двойнике, Аниме и Анимусе, роль альтер-эго в структуре личности человека. Проблемы приятия и последствия подавления альтернативного аспекта, гиперкомпенсация и дефекты поведения, вызванные отторжением части собственной натуры. Связь инфантилизма с проблемами половой идентификации.
Особенности психических феноменов невротического регистра и границы компетенции психолога-консультанта. Понятие и суть невроза, общепринятая классификация. Фабула невроза – тревога, вызванная нарушением целостности внутреннего пространства человека.
Астенический невроз (неврастения), истерический и невроз навязчивых состояний. Эмоциональные и вегетативные расстройства, невротические синдромы: астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический. Обозначения невротический явлений, принятые в других странах: дистимическое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, ипохондрия и др.
«Модель трубы» - универсальный инструмент в работе практического психолога и средство исчерпывающего представления о ключевых факторах невротизации.
Этапность формирования личности человека, особенности каждого периода жизни, а также проблемы преодоления возрастных кризисов. Наследие Карен Хорни: локомотивы, соглашатели, курильщики. Проблема «проживания не своей жизни», замещения истинной стратегии на противоестественную, причины и признаки «предательства» самого себя.